Фильмы Сергея Зайцева, возглавляющего студию кино «Русский путь» знаю давно — Русское Зарубежье первой послереволюционной волны здесь было представлено мощно, в том числе и его фильмами.
А сейчас — сейчас он говорит о своем мастере, учителе, актере. Актер, который категорически не хочет актерствовать в его фильме — и эту линию режиссер уловил и подчеркнул, снимая актера в его доме (эстетически хороши все кадры, снятые крупным планом).
Современное документальное кино очень разнообразно, и тут задача у критики — найти разным фильмам точное название, которое бы отражало и суть режиссерской работы, где помимо документа работают и художественные приемы. Но я сейчас не буду этим заниматься. Скажу о другом.
Я давно живу с устойчивым убеждением, что и сегодня есть потаённые острова культуры и населяют их люди, которые с достоинством прожили (и проживают) свою творческую жизнь. Они не боятся быть в достаточной степени не-звёздами, хотя являются актерами (носителями самой самолюбивой и эгоистичной деятельности). Они не боятся быть не модными – а в их профессии это значит, что позволяют себе любить К.С. Станиславского, сброшенного новаторами «с корабля современности» тридцать лет тому назад. Они не боятся быть интеллигентными, хотя само слово «интеллигент» давно не в тренде и выдавлено из обихода «интеллектуалом». Сергей Зайцев, на мой взгляд, последовал важной миссии документального кино: снял фильм о своем учителе, актере Игоре Классе, человеке с потаённого культурного острова.
Класс учился у Б. В. Зона, который брал уроки мастерства у самого Станиславского. Значит, мы видим, можно, точно можно, из рук в руки передавать представление о профессии, в которой и физика, и психика образа вырастают из качеств твоей собственной личности. Так что знаменитый призыв театрального классика «Работай, актер, над собой!» – требование вполне дерзкое, которое не всякому под силу. Современному актеру оно всё чаще мешает и атрофируется как «не нужное». Впрочем, не одна драма жизни в искусстве (и это в фильме Игорь Класс осознает, когда говорит о судьбе Дворжецкого или Даля) случилась потому, что именно личностные качества актера, человеческий объём были попросту не нужны – нужна картинка, «лицо».
Игорь Класс у Сергея Зайцева – человек органический, естественный, а потому не случайно прикипел к простой жизни на Селигере. Как не случайно роскошные общие кадры – вид сверху – на прекрасную эту землю не просто фильм завершает, но и жизнь артиста. Жизнь, в которой главным, пожалуй, было достоинство (и какими тонкими, и, кажется, счастливыми, были его работы в кино – трагический образ Шаламова в фильме Н. Досталя «Завещание Ленина», и монаха, в стенах Ферапонтова монастыря в «Расколе» того же Досталя). Вот эту именно обращенную к нам милость — милость достоинства, что жила в Мастере Классе, режиссер и ученик Сергей Зайцев и представил в фильме как его главную тему.